Эффективным средством воспитания личности ребёнка является непосредственное его участие в процессе музыкального исполнительства, особенно коллективного – это хоры, оркестры, ансамбли, в которых дети развивают свои музыкальные способности, учатся владеть средствами музыкального выражения, а, следовательно, получают возможность более глубоко понимать музыку, проникать в содержание музыкальных произведений. Коллективное исполнительство ведёт к увеличению устойчивости музыкальных интересов и потребностей к обогащению их. Оно имеет большое значение для разностороннего музыкального развития детей.
Хоровое, оркестровое и ансамблевое исполнительство развивает потребность в музыкальном творчестве. Исполняя произведение в коллективе, дети вместе с учителем как бы коллективно «творят», создают произведение – это проявление сотворчества, сопереживания творческого замысла. Нельзя переоценить значение коллективного творчества в воспитании памяти, чувства, вкуса, артистичности, выразительности, эмоциональности, творческого мышления и воображения.
Коллективное творчество развивает и коммуникативные способности детей, которые составляют основу для созидательного, культурного и успешного общения – это ценный опыт для дальнейшей жизни. Таким образом, без деятельности творческих коллективов невозможно музыкальное воспитание детей. На каждом отделении в нашей школе искусств работают творческие коллективы, достойно представляющие школу в социуме, на концертных площадках, фестивалях и конкурсах.